ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития ЧС на территории НСО на декабрь месяц 2023 года
(прогноз подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», АНО Западно-Сибирское Метеоагентство, Министерства ЖКХ и энергетики НСО, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО, Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов)
1 Природные ЧС
1.1. Предварительный метеорологический прогноз (по данным АНО Западно-Сибирское Метеоагентство)
В первой декаде декабря средняя температура воздуха ожидается выше нормы на 5-7°С и будет колебаться ночью от -3,-8 °С (местами -12,-17°С до -13,-18°С (местами -20,-25°С), днем от 0,-5 С до -10,-15°С (местами до -20°С). Снег, порывистый ветер, метели ожидаются в отдельные дни декады.
Во второй декаде месяца средняя температура воздуха ожидается около нормы и будет понижаться ночью от -13,-18°С (местами -20,-25°С) до -20,-25°С
(местами -28,-33°С), днем от -10,-15°С (местами -20°С) до -17,-22°С (местами до -28°С). Снег ожидается в отдельные дни декады.
В третьей декаде средняя температура воздуха ожидается около и выше нормы на 1-2°С и в течение декады будет повышаться до -5,-10°С (местами -13,-18°С), днем до -3,-8°С (местами до -13°С). Снег ожидается в большинстве дней декады.
1.2 Прогноз гидрологической обстановки
По предварительным данным ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», приток в Новосибирское водохранилище в ноябре ожидается 700 ± 135м3/с (141% от нормы).ЧС, связанные с гидрологическими явлениями, маловероятны.
1.3 Прогноз эпидемической обстановки
ЧС не прогнозируются.Продолжится сезонный рост заболеваемости населения ОРВИ и гриппом.
1.4 Прогноз эпизоотической обстановки
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2. Техногенные ЧС
2.1. Прогноз обстановки на объектах энергетики
В декабре не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные, главным образом, износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%) и значительным возрастанием на них нагрузок в декабре месяце. Существует риск возникновения аварий в системе электроснабжения, вызванных неблагоприятными метеорологическими явлениями (сильными ветрами, гололедно - изморозевыми отложениями на проводах, сильными и долговременными морозами свыше 35°С и др).Наиболее вероятно возникновение аварийных ситуаций в развитых промышленных районах и городах области: в Тогучинском, Колыванском, Кочковском, Краснозёрском, Болотнинском, Мошковском, Коченёвском, Сузунском, Красноозёрском, Искитимском, Новосибирском районах и городах, Бердске, Искитиме, Обь и Новосибирске.
2.2. Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Продолжатся работы по обеспечению нормативного эксплуатационного запаса угля и формированию аварийного запаса материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.Не исключены аварии, вызванные главным образом значительным возрастанием нагрузок на системы теплоснабжения городов и населенных пунктов, промышленных предприятий в холодное время года, а также тяжелыми условиями эксплуатации технологического оборудования при больших перепадах температуры.
Учитывая плотность населения и общее количество объектов ЖКХ, к наиболее вероятным районам по аварийности на объектах ЖКХ можно отнести гг.Новосибирск, Искитим, Бердск, Куйбышев, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Краснозерский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Черепановский районы Новосибирской области.
Планируется работа КЧС и ПБ городских округов и муниципальных районов области по вопросам, связанным с бесперебойной работой объектов ЖКХ и энергетики в период длительных предстоящих новогодних и рождественских праздников.
2.3. Прогноз пожарной обстановки
Анализ пожаров и последствий от них в пятилетней динамике показывает, что в декабре, в сравнении с ноябрем, наблюдается рост числа всех показателей по пожарам (за исключением декабря 2019 и 2021 годов). Ежегодно в среднем в пятилетней динамике в декабре происходит 512 пожаров, погибает 23 человека получают травмы 27 человек.
Одна из причин ухудшения обстановки по пожарам в декабре заключается в том, что с наступлением морозов резко увеличивается количество пожаров из-за нарушения правил устройства и эксплуатации печей и электрооборудования. Население пользуется нагревательными приборами – печами и электрообогревателями, в т.ч. неисправными.На основании анализа пожаров и последствий от них в предыдущие годы можно предположить, что в сравнении с декабрем 2022 года (444 пожара, 20 погибших и 23 травмированных), в декабре 2023 года произойдет незначительное увеличение количества пожаров, погибших и травмированных на пожарах людей. Прогнозируется около 460 пожаров, на которых возможна гибель около 23 человек, около 26 человек получат травмы. При этом показатели по пожарам, погибшим и травмированным не превысят средние показатели в пятилетней динамике.
Большое количество пожаров произойдет в частном жилом секторе (около 56%).Причинами возникновения пожаров могут послужить неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил монтажа и эксплуатации электропроводки, устройства и эксплуатации печного отопления и электрооборудования, использование для обогрева помещений обогревательных устройств кустарного производства и газового оборудования. Возможно возникновение пожаров при отогреве транспорта с применением открытого огня и использовании горючих материалов для утепления моторного отсека автомобиля.
Возрастает риск возникновения пожаров на объектах, задействованных в проведении предновогодних мероприятий и в жилом секторе по причине несоблюдения правил пожарной безопасности при установке новогодних ёлок, использовании электрических гирлянд и пиротехнических изделий, а также по причине оставления детей без надлежащего присмотра.
2.4. Прогноз обстановки на дорогах
В декабре прогнозируется ухудшение дорожно-транспортной обстановки, связанное с плохой видимостью, гололедицей, снежными заносами и снежным накатом, возможными экстремально низкими температурными воздуха, а также увеличением количества автотранспорта на дорогах в период подготовки к новогодним праздникам.Возможно возникновение ДТП, в том числе с тяжкими последствиями, на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, на железнодорожных переездах, на потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 -Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 км (г. Бердск, протяженность 0,165 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-(Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398 км по 32,569 км, (г. Бердск, протяженность 0,18 км, опасный поворот).
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849 км по 38,029 км, с 38,136 км по 38,218 км, с 39,937 км по 39,458 км (г. Бердск, протяженность 0,693 км, опасный поворот).
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082 км по 43,812 км (Искитимский район, протяженность 0,765 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541 км по 48,954 км (Искитимский район, протяженность 0,413 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710 км по 54,782 км (Искитимский район, протяженность 2,012 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 96,527 км по 98,205 км (Черепановский район, протяженность 1,678 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 56,170 км по 56,579 км (Мошковский район, протяженность 0,409 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-Р-255 «Сибирь» – с 58,400 км по 59,473 км (Мошковский район, протяженность 1,073 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 62,409 км по 63,188 км (Мошковский район, протяженность 0,779 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 69,111 км по 70,752 км (Мошковский район, протяженность 1,641 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 71,418 км по 72,788 км (Мошковский район, протяженность 1,370 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 90,042 км по 91,863 км (Мошковский район, протяженность 1,443 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 95,180 км по 96,829 км (Болотнинский район, протяженность 1,649 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 105,320 км по 106,370 км (Болотнинский район, протяженность 1,350 км, опасный поворот),
-(Р-255 «Сибирь» – с 106,672 км по 108,617 км (Болотнинский район, протяженность 1,945 км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 107,825 км по 108,502 км (Болотнинский район, протяженность 0,677 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 137,388 км по 138,658 км (Болотнинский район, протяженность 1,270 км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,350км по 141,000км (Болотнинский район, протяженность 1,650км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,038 км по 139,785 км (Болотнинский район, протяженность 0,757 км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р - с 44 по 46 км Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 4 4км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14 км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25 км Колыванского района.
Возможны нарушения транспортного сообщения и возникновение ДТП на снегозаносимымых участках автомобильных дорог федерального значения с наиболее вероятными снежными заносами:
-Р-254 «Иртыш» – с 1026,1км по 1026,6км (Чановский район, протяженность 0,5км),
-Р-254 «Иртыш» – с 1118,0км по 1120,0км (Барабинский район, протяженность 2,0км),
Р-254 «Иртыш» – с 1134,0км по 1135,0км (Барабинский район, протяженность 1,0км),
Р-254 «Иртыш» – с 1170,0км по 1171,0км (Барабинский район, протяженность 1,0км),
Р-254 «Иртыш» – с 1178,0км по 1179,0км (Барабинский район, протяженность 1,0км),
Р-254 «Иртыш» – с 1182,0км по 1183,0км (Барабинский район, протяженность 1,0км),
Р-254 «Иртыш» на участке Северный обход – с 0,0км по 0,3км (Коченевский район, протяженность 0,3км),
Р-254 «Иртыш» на участке Северный обход – с 57,0км по 58,км (Мошковский район, протяженность 1,0км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 33,5км по 35,1км (г.Бердск, протяженность 1,6км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,35км по 49,65км (Искитимский район, протяженность 1,3км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 50,35км по 52,35км (Искитимский район, протяженность 2км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 62,8км по 63,8км (Искитимский район, протяженность 1км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 71,7км по 73,5км (Искитимский район, протяженность 1,8км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 74,3км по 76,5км (Искитимский район, протяженность 2,2км),
Р-256 «Чуйский тракт» – с 118,0км по 119,0км (Черепановский район, протяженность 1,2км),
Р-255 «Сибирь» – с 133,0км по 136,0км (Болотнинский район, протяженность 3км),
Р-255 «Сибирь» – с 140,85км по 141,2км (Болотнинский район, протяженность 0,4км) и регионального и межмуниципального значения:
- Баганский район - 15 участков общей протяженностью 21,319км,
- Барабинский район – 23 участка общей протяженностью 81,9км,
- Болотнинский район – 14 участков общей протяженностью 94,44км,
- Венгеровский район – 5 участков общей протяженностью 33,190км,
- Здвинский район – 7 участков общей протяженностью 77,4км,
- Искитимский район – 13 участков общей протяженностью 65,6км,
- Каргатский район – 10 участков общей протяженностью 58,0км,
- Колыванский район – 14 участков общей протяженностью 47,0км,
- Краснозерский район – 10 участков общей протяженностью 41,3км,
- Маслянинский район – 13 участков общей протяженностью 49,7км,
- Мошковский район – 9 участков общей протяженностью 48,93км,
- Ордынский район – 7 участков общей протяженностью 83,0км,
- Сузунский район – 14 участков общей протяженностью 58,6км,
- Татарский район – 29 участков общей протяженностью 133,292км,
- Убинский район – 11 участков общей протяженностью 28,4км,
- Тогучинкий район – 23 участка общей протяженностью 156,79км,
- Усть - Таркский район – 15 участков общей протяженностью 45,2км,
- Чановский район – 5 участков общей протяженностью 50,0км,
- Чистоозерный район – 18 участков общей протяженностью 70,83км.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, использования не соответствующей сезону авторезины автотранспортных средств, нарушения правил дорожного движения пешеходами.
Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для декабря месяца.
2.5. Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте в декабре маловероятно.
2.6. Прогноз обстановки на водных объектах
В декабре, в связи с установлением на водных объектах ледового покрова, риск возникновения несчастных случаев и происшествий на водоемах области увеличится по сравнению с ноябрем. Возможны происшествия на водных объектах, связанные с провалом людей и техники под лед в местах несанкционированных ледовых переправ и массового подледного лова рыбы, а также возможны отрывы прибрежного льда с людьми с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на водных объектах г.Новосибирска, на реках Обь, Бердь, озерах Чаны, Медвежье, Урюм и Сартлан.