К коммунальным услугам для населения по Жилищному кодексу РФ относятся:
- горячее и холодное водоснабжение;
- водоотведение (сетевое и выгребное);
- электроснабжение;
- газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
- отопление (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно действующему законодательству размер платежа за каждую коммунальную услугу (расчет платы за коммунальные услуги) складывается из: произведения тарифа на коммунальную услугу на объем потребления данной услуги; суммы льгот или субсидий для покрытия расходов тем категориям граждан, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется льгота.
Рассмотрим каждую составляющую расчета платы за коммунальные услуги (платежа за коммунальные услуги) подробнее.
Первое. Поставщиком каждой из коммунальных услуг является, как правило, единственная организация на территории населенного пункта, создание условий для конкуренции нереально. Защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов и, одновременно, обеспечение стабильной деятельности организаций в таком случае осуществляется путем государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги. Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Себестоимость услуг складывается из стоимости используемых в процессе производства коммунальных услуг сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, и других затрат. Рост цен на энергоносители, выполнение мероприятий по текущему и капитальному ремонту коммунальной инфраструктуры, дополнительные расходы организаций коммунального комплекса на содержание введенных в эксплуатацию новых объектов коммунального хозяйства, затраты на выполнение инвестиционных программ и другие объективные причины увеличивают себестоимость оказания коммунальных услуг. Соответственно, для сохранения стабильной работы коммунальных предприятий, требуется ежегодный пересмотр тарифов на коммунальные услуги.
Вторая составляющая расчета платы за коммунальные услуги - величина объема услуг, которая определяется по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальных услуг, согласно законодательству, это среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Анализ квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг показывает, что в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, платежи, в большинстве случаев, значительно меньше, чем в квартирах, где при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов оплата коммунальных услуг производится по нормативам потребления коммунальных услуг.
Установка приборов учета позволяет реально экономить ресурсы, тем самым снижая плату за них, тогда как по нормативам потребитель оплачивает услуги независимо от их действительного расхода. Информацию о стоимости коммунальных услуг на 2011 год потребитель может узнать непосредственно в организациях коммунального комплекса, управляющих компаниях, а также на сайтах регулирующих органов.
Важно отметить, что рост расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг может быть компенсирован предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если совокупный доход семьи ниже установленных границ, для оформления субсидии граждане могут обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации) с заявлением и необходимыми документами.